Как все начиналось
А начиналось это с мечты… Мечты - создать свою школу, где и детям и педагогам будет уютно и комфортно, где приоритетными будут нравственные нормы и поступки. Уже тогда понимала: расхожее представление, что школа должна учить, а родители воспитывать, мне не подходит. А если ребенок родился в неблагополучной семье? Или мать одна и с утра до вечера на работе, чтобы прокормить семью, и обиделась на весь белый свет и на своих детей тоже? Что тогда ребенку остается? Завидовать? Всем мстить? Идти грабить? Где же получить полезные нравственные навыки, если школа будет только учить?
В стране шла перестройка, создавалось много новых маленьких разных авторских школ. На ТВ педагоги-новаторы, такие, как Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, делились своим опытом. Это был иной подход к образованию учащихся!
В краевом департаменте образования работали лучшие за все времена руководители, жаждущие перемен в образовании и всячески их поддерживающие. Анапа в то время была такой стартовой площадкой. Многие детские лагеря пустовали, и Краснодар с удовольствием приглашал педагогов-новаторов со всей страны на семинары. Так появились в Анапе А.Н. Адамский , который организовал союз инновационных школ и облюбовал Анапу для своих первых семинаров, (кстати, трижды побывавший в гимназии). Здесь же прошли и первая конференция, и рождение ассоциации инновационных школ. Мне, по долгу службы, поручено было вместе с заведующей гороно встречать и размещать гостей.
С интересом слушала выступления директоров авторских школ: что – то хотелось сделать так же, понимала также, что могу сделать лучше.
В Краснодарский край был приглашен Михаил Петрович Щетинин, с которым лично была возможность познакомиться, трижды приезжал по делам своей школы, которую ему доверили в станице Северской. Повезла директоров города и района к нему в гости. Сразу обратила внимание на музыкальный звонок в школе и предмет «народные танцы» в каждом классе.
Надежда ЕгоровнаЩуркова , доктор педагогических наук, в это время по приглашению департамента образования администрации Краснодарского края проводила курсы повышения квалификации по воспитательной работе в бывшем пионерском лагере «Смена». Поехала послушать. Поразила ее видимая простота и в то же время глубина понимания воспитательного процесса в школе, нетрадиционные методики. Познакомились поближе. Тогда Надежда Егоровна была автором всего одной маленькой брошюры «Организация духовной деятельности школьников», которую она мне и подарила. Так завязалась наша дружба на долгие почти 30 лет.
Н.Е. Щуркова впервые посетила гимназию.
В 1991 -1992 учебном году сдавалась новая школа, директором которой был назначен Геннадий Иосифович Филиппов – мой муж. Пришла на праздник Нового года в коллектив и окончательно поняла, что профсоюзная выборная должность- это не для меня. Надо возвращаться в школу, к детям, тем более такая дана свобода, можно работать по разным методикам, самостоятельно строить программу развития гимназии… Подала заявление в крайком профсоюза о снятии с меня обязанностей председателя анапского горкома профсоюза работников образования и науки– не отпустили, но разрешили работать по совместительству. Была принята в СОШ №7 заместителем директора по научно-методической работе. Пришла к начальнику управления с идеей создать гуманитарную гимназию. Но, несмотря на мой к тому времени педагогический стаж в 20 лет, звание «Учитель- методист», Орден Трудовой Славы, полученный за работу учителем, начальник был против: « Хватит нам одной частной и одной муниципальной гимназии, третья нам не нужна. Да еще вместе с мужем - замучимся разбираться с жалобами коллектива».( В то время гимназия «Росток» и гимназия «Аврора» на базе детских садов набирали первых «добровольцев», начиная создавать новые учебные заведения).
Обратилась в краевой департамент образования – поддержали! Прислали комиссию, которая изучила возможность открытия гимназии как структурного подразделения СОШ№7, составили заключение, пригласили на краевую коллегию в мае 1993 года и - разрешили набрать гимназические классы.
Первые 6 гимназических классов были набраны 1 сентября 1993 года. Отличник народного образования Морозова Надежда Егоровна согласилась взять 1а класс. Человек творческий, грамотный, суперответственный Надежда Егоровна мастерски владела инновационной методикой системы развивающего обучения Л.В. Занкова и показала высокие результаты учащихся на аккредитации.
Первый гимназический класс. Учитель: Н.Е. Морозова, классный воспитатель Анохина С.А.
Еще 2 первых класса художественно – эстетического направления: один художественный, другой музыкальный, были доверены молодым, творческим педагогам: Ольге Владимировне Буталовой и Ирине Владимировне Зуевой. В художественном классе были введены дополнительно 5 уроков ИЗО, а в музыкальном - музыка и игра на фортепиано. Еще набрали 5 класс, 7 класс и 10 класс. Это позволило начать оформление документов на лицензирование.
Первая лицензия получена 28 ноября 1993 года и гимназия стала структурным подразделением СОШ №7. Это давало право набрать в следующем учебном году еще 6 классов и работать как полноценное учебное заведение.
Таким было начало существования нашей гимназии.
Особая благодарность родителям первых гимназистов! Ведь они поверили нам, не зная еще, что из всего этого получится!
Филиппова Галина Григорьевна – канд. пед. наук., Заслуженный учитель России. Директор гимназии с 1993 по 2018 год.